Я теперь испытываю в первый раз чувство чрезвычайно грустное и тяжелое - сожаление о пропащей без пользы и наслаждения молодости. А чувство , что молодость прошла. Пора с нею проститься.


Ежели я буду ожидать обстоятельств, в которых я лешко буду добродетелен, я никогда не дождусь: в этом я убежден.


Описание борьбы добра со злом в человеке, покушающемся или только что сделавшим дурной поступок, всегда казалось мне неестественным. Зло делается легко и незаметно, и только гораздо после человек ужасется и удивляется тому, что он сделал.


Я читал "Капитанскую дочку" и увы! должен сознаться, что тепреь уже проза Пушкина стара - не слогом, - но манерой изложения. Теперь справедливо - вновом напрвлении интерес подробностей чувства заменяет интерес самих событий. Повети Пушкина голы как-то.


Неовозможно следовать определениям разумной воли только в следствии ее выражения. Необходимо употреблять хитрости против своих страстей. Добро приятно делать для каждого; но страсти часто заставляют нас видеть его в превратном свете. А рассудок , действуя непосрественно, бессилен против страсти, он должен стараться лействовать одной на другую. В этом заключается мудрость.


Шиллер совершенно справедливо находил, что никакой гений не может развиваться в одиночестве, что в нешние возбуждения - хорошая книга, разговор - подвигают больше в размышлениях, чем годы уединенного труда. Мысль должна рождаться в обществе, а обработка и выражени ее происходят в уединении.


Одна из главных причин ошибо нашего богатого класса стостоит в том, что мы не скоро привыкаем к мсли, сто мы большие . Вся наша жизнь до 25 иногда и больше лет противоречит этой мысли; совершенно наоборот того, что бывает в крестьянском классе, где 15 лет малый женится и с тановится полным хозяином. Меня часто поражала эта самостоятельность и уверенность крестянского панря, который, будь он умнешим мальчиом, в нашем классе был бы нулем.


Странно , что все мы таим, что одной из главных пружин нашей жизни - деньги. Как будто это стыдно. Возьмите романы, биографии повести: везде страются обойти денежные вопросы, тогда как в них главный интерес ( ежели не главный, то самый постоянный) жизни и лучше всего выражается характер человека.


Я так слаб! Нужно бояться парздности и беспорядочности так же как я боюсь карт.


Меня часто поражало, как могут люди внутренно наслаждаться своими фразами без мыслей, - одними словами. ... Епишка говорит, что , чтобы умно сказать, надосперва поятоять увеника, то есть отвернутся в угол и подумать.


Некоторые люди как будто саим себя обманывают, стараясь о своем образе жизни говорить в прошедшем или в будущем, но не в настоящем. Ничто столько не препятствует истинному счастью, ... как привычка ждать чего-то от будущего.


Чем моложе человек, тем меньше он верит в добро, несмотря на то, что он легковернее на зло.

Избегать общества людей, любящих пьянство, и не пить ни вина, ни водки. ..... Данным правилам - а именно , не пить- изменял каждый день.


Чем больше человек привыкает к приятному и изящному, тем более он себе готовит лишений в жизни. Из всех этих привычек лишение привычки имет отношения только с изящными видами ума - самое тяжелое.


Епишка превосходно выразол мнение казаков о значении женщин. " Ты , жена, - холопка, - работай, - говорит муж жене, - а я загулял."


Правило от лени - порядок в жизни, порядок в умственных и физических занятиях.

Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастие человека - быть полезным и иметь спококйную совесть.

...я удивлялся тому, как могли мы до такой степени утратить понятие о единственной цели литературы - нравтсвенной, , что заговорите теперь о необходимостинравоучения в литературе, никто не поймет вас.


Кто-то сказал, что занание живописи необходимо поэту.