капека пашла
1852 год. 24 года.
Когда я искал счастия, я впадал в пороки; когда я понял, что достатояно в этой жизни быть только не несчастным, то меньше стало порочных искушений на моем пути- и я убежден, что можно быть добродетельным и не несчастливым.
Когда я искал удовольствия, оно бежало от меня, а я впадал в тяжелое положение скуки - состояние, из которого можно перейти ко всему- хорошему и дурному; и скорее к последнему. Теперь, когда я только стараюсь избегать скуки, я во всем нахожу удовольствие.
Чтобы быть счастливу, нужно избегать несчастий, чтобы было весело, нужно избегать скуки.
Tout vient a point a celui qui sait attendre. ( Все приходит вовремя для того , кто умеет ждать.)
У всех молодых людей есть время, в которое они не имеют никаких твердых понятий о вещах, - правил, и составляют как то, так и другое. В это время обыкновенно они чуждаются интересов практических и живут в мире моральном. Эту переходную эпоху я называю - юность. У ниных людей юность продолжаетя больше, у других меньше. Даже еать люди , которые всегда остаются юны, а другие, которые не были юными.
...чтобы составить верные понятия о вещах и верные правила для жизни, не достаточно целого века размышления; ... необходимость требует перестать соствлять правила, но действовать по каким бы то нибыло уже составленным. Поэтому все мы, входя в практическую жизнь, начинаем действовать, основываясб на тех несовершенных и недокнченных правилах и понятиях, на которых застала нас необходимость.
Легче действовать на основании простых, несложных, хотя и неверных, но согласных между собой правил, которые я принял, не разбирая их, чем на основании правил, которые, может быть, и верны, но недостатосно объяснены и приведены к единству. От этого и успевают в свете дураки больше, чем люди умные.
Я равнодушен к жизни, в которой слишком мало испытал счастия, чтобы любить ее; поэтому не боюсь смерти. Не болюсь и страданий; но боюсь, что не сумею хорошо перенести страданий и смерти.
Мы ценим время только тогда,когда его мало сталось. И главное расчитываем на него тем больше, чем меньше его впереди.
За обедом слишком много ел, ничего не делаю, и ежели делаю, то дурно.
Известно, что в целом лесу не найти двух листов, похожих один на другого. Мы узнаем несходство этих листов, не измеряя их, а по неуловимым чертам, которые бросаются нам в глаза.
После обеда не писал. Купил фуражку, рахат-лукум и спичек. Все ненужное.
Совесть есть лучший и вернейший наш путеводитель, но где признаки, отличающие этот голос от других голосов?.. Голос тщеславия говорит так же сильно. Пример- неотомщенная обида. Тот человек, которого цель есть собственное счастие, дурен; тот, которого есть мнение других, слаб; тот , которого есть счастие других, добродетелен; тот, которого цель- бог, велик.
Цель жизни есть добро. Это чувство присуще душе нашей. Средство к доброй жизни есть знание добра и зла. Но достаточно ли для этого целой жизни? И ежели всю жизнь посвятить на это , разве мы не будем невольно ошибаться и делать зло? Мы будем добры тогда, когда все силы наши будут постоянно устремлены к этой цели. Можно делать добро, не имея полного знания того, что есть добро и зло.
Вчера меня останавливал вопрос, неужели удовольствия без пользы дурны; нынче я утверждаю это. Человек, который поймет истинное добро , не будет желать другого. Притом не терять ни одной минуты власти для познания делания добра есть совершенство. Не искать пользы ближнего и жертвовать ею для себя есть зло.
Спарведливость есть крайняя мера добродетели, к которой обязан всякий. Выше ее- ступени совершенству, ниже- порок.
Обедал и ничего не делал, пил воды; слишком больно с удовольствием смотрел на Крюкову и злословил. Имел неосторожность выпить бутылку кислых щей и в следствие этого распрыгался и теперь потею.
Будущность занимает нас больше действительности. Эта наклонность хороша, ежели мы думаем о будущности того мира. Жить в настоящем- то есть поступать наилучшим образом в настоящем - вот мудрость.
Только лентяй или ни на что не способный человек может говорить , что не нашел занятия.